Информационные материалы

Председателя Профсоюза
работников народного образования и науки РФ В.М. Яковлева
на III Пленуме ЦК профсоюза по вопросам:

"О повышении роли организаций Профсоюза в развитии социального партнерства в отрасли"

Разрешите мне высказать некоторые соображения по обсуждаемому вопросу.

Мы вчера на семинаре много говорили о применении Трудового кодекса РФ, но я хочу еще раз подчеркнуть некоторые вопросы.

Прежде всего:

- сегодня мы еще не все до конца осознаем что нам дает новый Кодекс: много новых особенностей, есть статьи, имеющие неоднозначное толкование, многое познаем в процессе реализации;

- серьезные трудности в применении создает срок его введения в действие с 1 февраля, законодатель конечно поспешил со сроком введения;

- принятие Кодекса потребует внесения значительного числа поправок в действующие законы и иные нормативные правовые акты; потребует разработки множества новых нормативных правовых актов, развивающих отдельные положения Трудового кодекса РФ.

Основной особенностью нового Трудового кодекса РФ является существенное расширение регулирования трудовых отношений на принципах социального партнерства, основанных на договорном регулировании.

В связи с принятием нового Трудового кодекса РФ все чаще начали высказываться мнения, в том числе и руководителями некоторых органов управления образованием, что профсоюзы потеряли свои права в социально-трудовой сфере и теперь они не смогут играть той роли, какая у них была прежде.

Такие выводы явно поспешны, ошибочны.

В новом Кодексе предусмотрена целостная система соглашений разных видов и уровней: от коллективных договоров до соглашений на федеральном, региональном и местном уровнях, отраслевых и иных соглашений. Роль коллективных договоров и соглашений в регулировании всего комплекса социально-трудовых вопросов существенно возрастает. Значительно повышается ответственность сторон за их выполнение. Почти четвертую часть Кодекса составляет перечень статей, предусматривающих регулирование вопросов на основе коллективного договора. Много статей посвящено вопросам оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, гарантий и компенсаций работников в коллективном договоре или соглашении.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что в коллективном договоре могут быть определены обязательные для работодателя формы участия работников в управлении организацией, а также улучшающий положение работников порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора с работниками по инициативе работодателя.

Нам необходимо не забыть про наших профсоюзных работников в первичных организациях и через коллективный договор закрепить дополнительные условия и гарантии их деятельности.

Возрастает объем ответственности работодателей: теперь они обязаны соблюдать не только законы и иные нормативные правовые акты, но и условия коллективного договора, соглашений, а также локальные нормативные акты. Они обязаны не только вести коллективные переговоры, но и заключать коллективный договор в порядке, установленном Кодексом. Коллективный договор становится обязательным правовым актом социального партнерства.

Усиливается контрольная функция профсоюзов по вопросам соблюдения работодателями трудового законодательства, включая законодательство об охране труда. Работодатели обязаны рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов о выявленных нарушениях законов, других нормативных правовых актов, принимать меры по их устранению. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Расширяются возможности судебной защиты трудовых прав работников, возрастает контролирующая роль государственной инспекции труда.

Таким образом, работодатели в сфере образования, представителями которых выступают руководители образовательных учреждений, и профсоюзный актив должны хорошо знать свои права и обязанности в трудовой сфере и быть подготовлены к правильному применению обновленных трудовых норм. Иными словами, и к профсоюзным лидерам и к руководителям образовательных учреждений как никогда возрастают требования в части правовых и экономических знаний. Поэтому одна из первоочередных задач органов управления образованием в настоящее время - обеспечить подготовку руководителей учреждений к работе на базе нового Трудового кодекса РФ.

Меняется и правовое положение руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, т.е. и во всех образовательных учреждениях для них предусмотрена возможность заключения срочного трудового договора, расторжение трудового договора в случае смены собственника имущества организации, а также по его решению.

Оплата их труда производится в порядке и размерах, которые определяются органами власти в зависимости от уровня бюджетного источника их финансирования.

Приходится сделать вывод, что в соответствии с новым Трудовым кодексом РФ ответственность и объем обязательств руководителя образовательного учреждения возрастает при некотором снижении уровня его социальной защищенности.

Кодекс фактически понуждает и работников, и работодателей к заключению коллективного договора, поскольку его отсутствие может привести к тому, что большой круг вопросов трудовых отношений и социальных гарантий может остаться неурегулированным, что в свою очередь приведет к снижению социальной защищенности работников, к конфликтам в коллективе, а также предпосылки к нарушению нормального, стабильного функционирования учреждения.

Для того чтобы иметь реальный инструмент защиты работников, отстаивания их интересов, мы в течение этого года должны добиться заключения коллективных договоров во всех образовательных учреждениях.

При этом нужно обязательно предусматривать в коллективных договорах ряд норм, без которых будет очень трудно или невозможно отстаивать интересы членов профсоюза, особенно в случае возникновения конфликтных ситуаций и необходимости обращения в суды. Основные из них перечислены в материалах, которые представлены и в газете "Мой профсоюз".

Я обратил бы особое внимание на необходимость внесения в коллективные договоры конкретных сроков выплаты заработной платы - аванса и окончательного расчета с учетом статьи 136 Кодекса, закрепления материальной ответственности работодателя за нарушение сроков выплаты зарплаты в случае приостановки работы в порядке, предусмотренном ст. 142 Кодекса и за задержку выплаты зарплаты в виде установления конкретных размеров денежной компенсации за задержку в соответствии со ст. 236 Кодекса.

Уже сегодня есть пример, когда чиновники ищут способы уйти от ответственности и дают свои интерпретации сроков выплаты зарплаты. Вот текст документа:

"Руководителям органов исполнительной власти Кировской области. В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ от 30.12.01г. ї 197-ФЗ установлены порядок, место и сроки выплаты заработной платы работникам.

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, коллективным договором.

Учитывая сроки поступления доходов в областной бюджет и финансовой помощи из федерального бюджета, рекомендуем установить дни месяца выплаты заработной платы: аванс 15-16 числа, окончательный расчет 29-30 числа, следующего за отработанным месяцем.

Соответствующие указания прошу дать подведомственным учреждениям."

Нужно иметь в виду, что администрация ищет свои способы защиты и по-своему, в своих интересах, интерпретирует Трудовой кодекс РФ.

Очень внимательно нужно подходить к вопросам организации забастовок. Необходимо предупредить коллективы: появились серьезные изменения, в частности, при создании трудового арбитража, его решение, даже если коллектив с ним не согласен, является обязательным и забастовку проводить нет оснований и фактически нужно будет все начинать сначала. В этой части много неясностей и с рядом статей Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Серьезной проработки требуют статьи, связанные с установлением системы оплаты труда, стимулирующих и иных выплат, а также статей, закрепляющих тарифную систему оплаты труда.

Эти статьи в будущем могут прямо сказаться на принципах совершенствования ЕТС, установления порядка и размеров надтарифных выплат. При этом они не во всем совпадают с соответствующими положениями Закона РФ "Об образовании".

Для создания гарантий реального и полноценного применения Трудового кодекса РФ в интересах членов профсоюза очень важное значение имеет уточнение нормативно-правовой базы функционирования образования. Я бы выделил необходимость скорейшего приведения статуса школы в соответствие с Конституцией РФ, принятия согласованного и обоснованного решения по совершенствованию ЕТС и надтарифной части оплаты труда, создания легитимных объединений работодателей в отрасли, восстановления в образовательном правовом поле учреждений среднего (полного) общего образования (школ 11-летнего образования), завершения работы по приданию школам статуса юридических лиц и введения нормативного финансирования.

Если эти проблемы не будут решены, то постоянно будут возникать трудности при защите прав и интересов работников на основе Трудового кодекса РФ, особенно в конфликтных ситуациях.

Сегодня предстоит очень большая работа. Необходимо внимательно изучить, разобраться в новой законодательной базе, помочь коллективам, первичным организациям в изучении Трудового кодекса РФ, в разработке макетов коллективных договоров, уточнении содержания соглашений, добиваясь максимального использования возможностей Кодекса для защиты прав и интересов работников.

Это требует от Профсоюза усиления юридического сопровождения нашей работы.

И при этом важно не наделать ошибок, не вступить в конфронтацию, не утонуть в судебных процессах.

И мы, и руководители органов управления образованием одинаково заинтересованы в решении проблем образования, восстановления ответственности государства за состояние образовательных учреждений, разграничения и уточнения полномочий и ответственности власти за стабильное и достаточное финансирование учреждений, за коренное улучшение положения работников отрасли.

"О ходе выполнения Постановления Правительства РФ N 775 "О повышении ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и задачах Профсоюза"

Несколько замечаний по рассматриваемому вопросу.

1. Сегодня журналисты в средствах массовой информации, пытаются рассуждать: нужно ли было повышать заработную плату бюджетникам, не приведет ли это к инфляции - тем самым фактически дезинформируют общество, успокаивая, что вроде бы все нужно оставить как есть.

Они не хотят помнить, что заработная плата бюджетникам до 1995 года повышалась регулярно, причем в 1,8 раза; в 1,5 раза, в 2 раза.

С 1995 года заработная плата бюджетников практически не индексировалась, несмотря на рост цен, прожиточного минимума, зарплаты в производственной сфере. В результате зарплата более 60 % работников образования оказалась ниже прожиточного минимума.

2. Власти многих субъектов РФ это положение устраивало, давало дополнительные возможности использования бюджетных средств на другие цели в условиях нищенского существования работников бюджетной сферы.

3. Тот факт, что власти субъектов РФ знали о предстоящем повышении заработной платы и его размерах и, несмотря на это, не предусмотрели в бюджетах необходимых средств - пример отношения к образованию, откровенная демонстрация нежелания считаться с Национальной доктриной образования в РФ, подтверждение того, что все заявления о приоритете образования в стране во многом - просто декларация.

4. Учителя, школа в очередной раз оказались заложниками борьбы за бюджетные средства (за налоговые доходы), распределяемые между субъектами РФ и федеральным центром; заложниками нерешенных проблем в межбюджетных отношениях, нерешенной проблемы восстановления статуса школы в соответствии с Конституцией РФ, политической борьбы мэров и губернаторов.

5. Даже принятый в конце 2001 года Указ Президента РФ направлен скорее на поиск выхода из этого клубка "коллизий" и не помог указать конкретного направления (механизма) исправления сложившейся ситуации.

6. В условиях роста цен в 2002 году (а он явно превысит 20 %), резкого роста тарифов на коммунальные услуги, значительного роста заработной платы в производственной сфере - средняя зарплата в образовании к концу 2002 года вновь не будет превышать 50 % заработной платы в промышленности и вряд ли будет превышать прожиточный минимум.

7. В целях обеспечения обоснованности наших требований по увеличению размера заработной платы ЦК Профсоюза заключил договор с Всероссийским центром уровня жизни на разработку минимального отраслевого стандарта оплаты труда по основным профессиям.

Результаты этой работы дадут возможность в ходе переговоров и заключения соглашений опираться на научно обоснованные минимальные уровни оплаты труда, которые требуются для восстановления и поддержания на должном уровне трудовой активности работников в сфере образования.

Сегодня бюджеты большинства субъектов РФ и федеральный бюджет утверждены, поэтому заметных дополнительных повышений заработной платы в 2002 году добиться будет практически невозможно, тем более, имеются большие трудности, во многом искусственно созданные, в реализации декабрьского (2001 года) повышения заработной платы.

Но приближаются сроки начала формирования бюджетов 2003 года, и мы планируем на одном из ближайших заседаний Президиума ЦК Профсоюза сформировать предложения Профсоюза по повышению уровня оплаты труда работников образования в следующем году.

Поэтому я попытаюсь коротко изложить основные направления наших действий в области оплаты труда.

1. Создание условия для своевременной и полной оплаты труда - для решения этой проблемы мы предлагаем продолжать настойчиво добиваться решения вопросов:

- приведения статуса школы в соответствие с Конституцией РФ и фактического восстановления ответственности органов государственной власти субъектов РФ за ее финансирование;

- введения нормативного финансирования, как важнейшего фактора сохранения единого образовательного пространства и инструмента для обоснования уровня необходимых затрат для обеспечения функционирования образовательных учреждений;

- обеспечения прозрачности бюджетов учредителей образовательных учреждений.

Сегодня власти всех уровней, видимо, будут более внимательны к нашим требованиям, поскольку серьезные трудности для них могут представлять последствия применения статей Трудового кодекса РФ, устанавливающих их финансовую ответственность за задержку выплаты заработной платы, предусматривающих запрет на труд без оплаты, определяемый как принудительный, и возможность приостановки работы в случае задержки выплаты заработной платы.

2. По увеличению оплаты труда:

- мы не можем допустить дальнейшего сокращения диапазона Единой тарифной сетки - то есть установления его ниже соотношения 1:4,5;

- в 2002 году необходимо добиваться заметного увеличения размера надбавок и доплат за наличие ученой степени и занимаемую должность для профессорско-преподавательского состава;

- важно сформировать в течение 2002 года необходимые предпосылки и мнение власти о необходимости введения надбавок для молодых специалистов и за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях;

- при формировании бюджетов всех уровней на 2003 год необходимо добиваться очередной индексации ставок и окладов ЕТС в размере, опережающем темп роста инфляции, то есть не менее чем в 1,5 - 1,7 раза.

Возможно, вопрос индексации ставок (окладов) работников бюджетной сферы будет решаться через увеличение минимального размера оплаты труда, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ.

3. По вопросу совершенствования оплаты труда:

- сегодня, после выхода Трудового кодекса РФ можно вслух сказать, что раньше муниципальные власти могли игнорировать Единую тарифную сетку и устанавливать свои уровни оплаты труда, поскольку ЕТС утверждена постановлением Правительства РФ, а с учетом действующего законодательства, определяющего полномочия и ответственность органов местного самоуправления, это определяло для них рекомендательный характер ЕТС;

- Трудовой кодекс сделал тарифную систему обязательной - фактически это минимально гарантированный уровень оплаты труда для работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней.

Но Трудовой кодекс РФ создал и трудности - он передал право устанавливать порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) соответствующим органам власти, из чьих бюджетов финансируется учреждение: для вузов - это Правительство РФ, а для школ - это органы местного самоуправления.

Учитывая, что органов местного самоуправления - около 12 тысяч, мы теоретически имеем возможность получить столько же систем оплаты труда в сфере образования.

Что после этого можно сказать о возможности сохранения единого образовательного пространства и реализации государственного образовательного стандарта? - Догадаться не трудно.

Все это еще раз подтверждает важность скорейшего определения статуса школы.

Говоря о совершенствовании ЕТС, можно предположить возможность выведения из нее руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Это создает предпосылки для выделения из ЕТС специалистов и служащих, для того, чтобы отдельно заняться совершенствованием системы оплаты их труда.

Сегодня существуют и предложения о создании отраслевых тарифных системы оплаты труда, базирующихся на дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от уровня образования, профессионального стажа, специализации учреждений.

Продолжается работа по упорядочению системы надтарифных выплат. Сейчас работа находится в стадии анализа фактических расходов на тарифную и надтарифную части фонда оплаты труда работников в бюджетных отраслях.

Поставленная Правительством РФ задача по установлению соотношения тарифной и надтарифной частей в фонде оплаты труда 60 % : 40 %, судя по данным региональных органов управления образованием, не ухудшит положения с оплатой труда учителей, но может создать дополнительные трудности, связанные с оплатой труда профессорско-преподавательского состава вузов.

Как только появится достаточная ясность по предлагаемым мерам совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере, мы сразу же проинформируем вас и будем обсуждать эти меры на заседании Президиума ЦК профсоюза.

20 февраля 2002 г.

 

  Начало страницы  
Состав профкома
График работы
  Комиссии  

Профком работников КемГУ